Патриарх
Московский и папа Римский не встречались никогда в истории, и вот такая встреча
произошла 12 февраля в скромном аэропорту Гаваны. Что же изменилось в
непримиримой РПЦ, что она пошла на такую ранее немыслимую встречу? Эта встреча
символизирует начало новой «унии», которую ранее никто себе не мог представить.
Если верить загадочному пророчеству в Фатиме, пересказанному тремя
детьми-пастушками, то Россия должна начать обращаться в католическую веру
именно в наше время.
Понятно, что
католицизм — исторический конкурент православия, причем очень мощный, и вполне
естественно было для православных лидеров ограждать свою «каноническую территорию»
от опасных посягательств. На церковно-дипломатическом языке это называется
«недопустимостью прозелитизма», то есть обращения в свою веру последователей
других вер. И вдруг такой резкий поворот событий: то, что вчера считалось
грехом предательства и даже вероотступничеством, сегодня таким уже не
является. Сегодня обе церкви - «братья»,
достигшие констатации единства в вере и стремления к достижению в будущем
единства.
Сегодня
патриарх (вместе с папой) призывает своих подопечных на востоке Украины
«воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее
развитие конфликта». А ведь именно Кирилл является автором концепции «Русского
мира», под знаменами которого на Донбасс выехали воевать на российских танках с
православными же украинцами разного рода «русские православные армии» и
«батальоны Матроны Московской». Так, что же они уйдут с Украины, услышав призыв
Кирилла? Теперь любое участие донецких архиереев Московской патриархии в
«освящении» оружия сепаратистов или принятии присяги боевиками будет входить в
прямое противоречие с позицией их патриарха.
Сейчас антикатолическая
активность православной общественности в России сошла, на нет, а РПЦ полностью
влилась в путинскую «вертикаль власти». Патриарх может, действовать,
сообразуясь лишь с волей Кремля и особо не оглядываясь на народ. А вот воля
Кремля уже давно расположена к Ватикану, видя в нем «альтернативный центр»
политического влияния в западном мире. Сейчас, когда Москва ищет себе союзников среди западных
ультраконсерваторов, идея союза с папой, также проповедующим «традиционные
ценности», становится привлекательной.
Первые попытки
такого союза предпринял еще Никита Хрущев, предложивший через своего зятя
Алексея Аджубея папе Иоанну XXIII установить дипотношения с СССР. Тот же
Хрущев, которого сейчас принято считать гонителем РПЦ, благословил ее
руководство сближаться с Ватиканом и направить своих представителей на Второй
Ватиканский собор. Именно при Хрущеве возникло такое явление советской
церковной жизни, как «никодимовщина», порождением которой является и патриарх
Кирилл. Самым
ярым сторонником «воссоединения» Русской православной и Римско-католической
церквей за всю историю был митрополит Никодим (Ротов) — духовный отец и
покровитель нынешнего патриарха Кирилла. В РПЦ МП широко распространено
поверье, что он был тайным кардиналом, и пророчество блаженной Пелагеи Рязанской,
обращенное к Никодиму: «Сдохнешь, как собака, у ног своего папы», таки сбылось.
Митрополит действительно скончался в 48-летнем возрасте на приеме у папы Иоанна
Павла I, который и сам скончался через несколько дней. В Ватикан Никодим ездил каждый год, причем с 1968-го стал
брать с собой молодого Володю Гундяева, нынешнего патриарха. К католицизму
митрополита Никодима прежде всего привлекало имевшееся у него представление о
нем как о могущественной, строго дисциплинированной единой Церкви. Митрополит
Никодим ни за что не хотел отрешиться от сложившегося у него убеждения! На него
действовала внешность. С симпатиями к католицизму у Никодима переплеталось и
весьма специфическое «богословие коммунизма». Он считал советский
социалистический строй самым близким христианству и мечтал о могущественном
православном СССР.
Кирилл,
начавший свою карьеру в весьма юном возрасте, бывал на аудиенциях у папы не
один раз. Последняя такая встреча состоялась за год до его вступления на
патриарший престол, 7 декабря 2007 года, когда действующим папой был Бенедикт
XVI. Из небольшого телесюжета, показанного Первым каналом, видно, как Кирилл
принимает благословение папы и целует ему руку. По католическому учению — это
знак признания особого статуса папы как епископа епископов — носителя четвертой
степени священства, которой нет в православной церкви. Алексий II был не очень
комфортным для Рима патриархом, и видно, в Ватикане именно тогда сделали ставку
на Кирилла.
Нынешний
патриарх не разделяет традиционный для православия взгляд на католиков как на
еретиков. Запрет
на молитву с еретиками, содержащийся в каноническом праве православной церкви,
Кирилл относит только к молитвам со своими же, православными, но
«раскольниками», а никак не к молитвам с католиками и протестантами. Поговаривают,
что главный интерес Кремля состоит в использовании папы как посредника в
нормализации отношений с Западом, в частности, в снятии санкций.
В процессе
подготовки ко Всеправославному собору, созываемому на Крите в июне нынешнего
года, патриарх Варфоломей заявил о необходимости присутствия на соборе папских
легатов. Но Кирилл, в борьбе за Москву как Третий Рим, решил «сыграть на
опережение» и стать ближе к папе и католикам, чем патриарх Варфоломей. По всему
видно, что Путин с Кириллом решили сделать свой Третий Рим ближе к Первому, чем
ко Второму. Что ж, католическая перспектива РПЦ весьма вероятна, тем более, что
с мнением простых прихожан в РПЦ, как и в российском государстве, особо,
никогда не считались.
Комментарии
Отправить комментарий